Daily News: Как воевал и сколько на самом деле сбил немецких самолётов "сын Вождя" - Василий Сталин?

пятница, 22 июля 2022 г.

Как воевал и сколько на самом деле сбил немецких самолётов "сын Вождя" - Василий Сталин?


 К Фигуре Иосифа Виссарионовича Сталина, и его роли в истории, можно относиться по разному, но никто не поспорит с тем, что у него,

в его окружении не было "любимчиков" и людей "неприкасаемых".


Таким был его сын Яков Джугашвили, который будучи артиллеристом, командиром гаубичной батареи, сражался на фронте и попал в плен в середине июля 1941 года, при выходе из окружения.

Таким был и его второй сын, Василий.

Василию даже было сложнее, на него давило бремя, "сына Вождя" и мешало ему.

Он был очень активный, импульсивный человек, но его желаниям не то, что не потакали, его ограничивали.


Василий Сталин не чувствовал себя лучшим среди равных, а наоборот - отец был с ним чересчур строг, по приказу Иосифа Сталина, Василия неоднократно понижали в звании.

Свидетели и очевидцы, после войны и спустя много лет после смерти Сталина старшего и младшего (что исключает ангажированность), отмечали, что Василий был очень умелым и искусным пилотом, но рисковым и слишком отчаянным.

Словно он назло хотел доказать отцу и всем остальным, что он не прячется за чьими то спинами, не жалеет себя.


На фронт Василий Сталин попал в июле 1942 года, пожалуй в один из самых трудных моментов для страны в этой страшной войне.

Попал он не не туда где было затишье, а в самую мясорубку Сталинградского фронта, где на земле и в воздухе шли беспрецендентно ожесточенные бои.

Неба и воздушных боев он не боялся, напротив рвался в бой, при том, что был на должности командира 1-й особой авиагруппы 8-й воздушной армии Сталинградского фронта.

В составе особой авиагруппы лично выполнял боевые вылеты, как на воздушную разведку, сопровождение бомбардировщиков, штурмовой авиации, патрулирование и прикрытие наземных объектов и аэродромов от налетов бомбардировочной авиации Люфтваффе.


В паре всегда был ведущим и начинал "свалку" в небе, показывая пример, иногда увлекался боем и вел себя безрассудно, даже слишком смело, но никогда не бросал ведомых и пилотов своего звена в бою, дрался до конца.

Избегал приписок и те самолеты, которые могли быть честно записаны на его счет, отдавал на "групповые победы", что скорее подчеркивает его комплекс "хочу быть как все, не лучше и не хуже", не хотел, чтобы его выделяли.


С мая 1944 года, становится командиром 3-ой гвардейской авиадивизии 1-го Прибалтийского фронта, пилоты под его командованием вели бои в Белоруссии, над Минском и Витебском, в Прибалтике, над Шауляем, Лидой, Гродно.

Причём, на смену безрассудству пришёл опыт, Василий стал беречь летный состав и избегать лишнего риска. Соотношение потерь в частях под его руководством, стало гораздо ниже по отношению к сбитым самолетам противника.


Стал в феврале 1945 года командиром 286 -ой истребительной авиационной дивизии 16-ой воздушной армии 1-го Белорусского фронта.

Как отмечал генерал-полковником авиации Руденко С.И., пилоты под руководством гвардии полковника Василия Сталина, принимаюя участие в Берлинской операции, только за первый день воздушных боёв сбили 11 самолетов противника, потеряв при этом 1 экипаж.


Всего за время войны, в совершенных им боевых вылетах, Василий Сталин сбил 5 самолетов лично и 3 в группе (по другим данным 3 лично и 3 в группе).

За свои именно боевые подвиги, как пилот, дважды награжден Орденом "Красного знамени", как командир авиадивизии награжден Орденами Александра Невского и орденом Суворова 2 степени.


P.S.

Если отбросить в сторону политику, то Василий Сталин был хорошим и толковым командиром и неплохим пилотом, наравне с другими защищавшим Советское небо, как летчик, а потом проявил себя, грамотным командиром, в воздушных боях неба Европы.

Всё, как он и хотел - "был как все, не лучше и не хуже", храбрым пилотом и защитником своей Родины.

Комментариев нет: