Россия – страна немаленькая, и большая часть ее территории покрыта густыми лесами. Поэтому буквально в любой момент времени у нас существовали разбойные шайки, которые действовали вблизи населенных пунктов, но укрывались где-то за их пределами. Но никаких связей друг с другом они не поддерживали.
Организованная преступность со сложной внутренней структурой, своими лидерами и идеологией, возникла только в советское время. Когда были созданы сталинские лагеря, все сидели, полстраны сидело, и людям нужно было как-то налаживать свою ежедневную жизнь. Тогда и сформировались понятия, появились блатные, которые по ним жили, а наверху иерархии оказались короли криминального мира – воры в законе.
Столица нашей родины всегда была для братвы неким организационным центром. Большой и богатый город, помимо всего прочего, имел такой социум, который стал для мафии бездонным источником кадров. В течение 20-го века население Москвы увеличивалось на 1-2 миллиона каждые десять лет. Новые жители, главным образом, были лимитчиками – малообразованными работягами, которые трудились на стройках или заводах.
Низкий уровень достатка, скученность населения, необходимость жить в коммуналках в тяжелых условиях приводили к повальной маргинализации населения. Многие люди хотели улучшить свою жизнь за чей-то счет, и вот эти ребята начали сбиваться в первые ОПГ. Несколько мелких группировок объединили те или иные авторитетные воры, и вуаля – всю белокаменную держат в своих руках 20-30 человек, которые остро конкурируют между собой, вступают в более-менее длительные союзы или воюют.
Столица долгое время была преимущественно славянской. Помимо титульной нации РСФСР, крупнейшей общиной были татары, которые жили там со времен Золотой Орды, и евреи, что массово приехали после революции. Советские граждане с Кавказа и Средней Азии приезжали учиться или работать по партийной линии, но их еще было сравнительно немного. Поэтому социальной основы для образования этнических группировок попросту не было. Новых москвичей было мало, и они являлись образованными людьми. Мелочь по карманам тырить им было попросту не нужно.
Но в дальнейшем ситуация стала меняться. С подачи Лаврентия Берии республики Закавказья перестали выращивать хлеб, которые они получали из РСФСР. Зато начали специализироваться на овощах и фруктах. А тот, кто их сажает, тот их и продает. В результате в скором времени московские рынки были оказались полны кавказцами. Когда в 1967-м году вышел фильм «Кавказская пленница», Владимир Этуш рассказывал, что горцы его в Черемушках на руках носили.
Но в дальнейшем экономическая ситуация стала ухудшаться, и за ней последовали чисто человеческие отношения. Приезжие из южных республик стали такими же маргинализированными, как и бывшие лимитчики-москвичи. Для этнических ОПГ появился источник, откуда можно было пополнять свои ряды.
В результате все 1990-е прошли в перманентном соперничестве славянских и кавказских группировок, в котором первое время побеждали местные. Сергей Тимофеев по прозвищу Сильвестр, лидер ореховских, Андрей Исаев по кличке Роспись, очень авторитетный молодой «законник», Сергей Михайлов из солнцевской братвы, более известный, как Михась, стали признанными лидерами славян и контролировали основную часть теневой экономики столицы. А легендарный Япончик, в миру Вячеслав Иваньков, хоть и умел договариваться с приезжими, все же, считался негласным славянским крестным отцом, и к его слову прислушивались все.
Долгое время горцы не могли соперничать с ними по влиянию. Тем более, что среди них всегда было много «лаврушников» и «апельсинов», купивших за деньги воровской титул и не имеющих за собой реальной силы. А тех, кто пытался существующее положение изменить, поставили на место Сильвестр или Роспись. Многих – решив этот вопрос окончательно. Кавказцы заняли в Москве собственные ниши, доходы от которых не позволяли оспорить свой статус.
Но с дальнейшем многое стало меняться. Славяне не представляли из себя единой группировки, они постоянно устраивали разборки клан на клан, да и милиция все-таки старалась работать. В результате многие ОПГ девяностых утратили свое положение или были полностью разгромлены – исчезли ореховская, медведковская, тамбовская, люберецкая группировки.
Кавказцы в таких условиях сумели использовать свой шанс, и в настоящее время королями Москвы являются такие товарищи, как езид Шакро Молодой, грузин из этнической группы сванов Тариэл Ониани, азербайджанец Вагиф Бакинский. Славяне, которые сумели выжить в противостоянии с ними, теперь имеют существенно меньшее влияние.
Но почему же горцы сумели вытеснить русских братков на обочину жизни?
Одна причина уже была названа: бесконечная междоусобная война в стане славян. Когда двое враждуют, всю выгоду получает кто-то третий – взять, хотя бы, современные отношения России и Украины.
Другая причина состояла в том, что русские в столице в 21-м столетии сумели улучшить свое материальное положение. Сейчас они с намного меньшим желанием пытаются повысить свое благосостояние незаконным путем. Что касается Кавказа, как северной, так и южной части, то кризис – это их второе имя. Там всегда найдутся те, кто желает заработать, взяв в руки пистолет или нож.
Третий факт состоит в том, что милиция все-таки, более-менее, научилась выполнять свои обязанности. Она нанесла по российскому криминалу такой удар, что многие ОПГ были близки к распаду. Но кавказцы по указанной выше причине со временем сумели восстановиться, а вот славяне – не сумели.
Еще один важный фактор состоит в том, что кавказцы в силу культурных моментов могут лучше находить общий язык со своими коллегами из Средней Азии. А ведь именно в руках у тех из-за чисто географических причин находится афганский трафик. В результате преимущественно горцы стали распространять их продукцию в России, что принесло им несомненное конкурентное преимущество.
Ну и третья важнейшая причина состоит в том, что горцы поставили себе на службу понятия, научились ими манипулировать. Когда надо – они кавказцы, когда надо –законные воры, равные русским. К тому же, в целом, этнические ОПГ перестали быть такими закрытыми и охотно берут себе на службу братков любой национальности. Тогда как в славянские группировки старой школы путь для неместных был, чаще всего, закрыт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий