"Белое солнце пустыни" (1969) |
До участия в фильме «Белое солнце пустыни» Павел Луспекаев был больше известен как театральный актер, хотя к тому времени уже было около двадцати кинокартин с его участием, но такой яркой и запоминающейся роли, как в этом фильме у него еще не было.
Татьяна Доронина и Павел Луспекаев в спектакле "Варвары" на сцене Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова в 1962 году |
Тем удивительнее будет узнать, что еще не старый актер (на момент начала съемок ему исполнился 41 год), был уже инвалидом, и принимал участие съемках, в том числе в драке с басмачами на баркасе, с частично ампутированными ступнями обеих ног. К тому же у него была старая, но очень сложная травма руки (в свое время тоже грозила ампутация) и еще целый букет заболеваний. Всё это отголоски войны, на которой Павел еще подростком воевал в партизанском отряде. Но этот период жизни актера заслуживает отдельного рассказа.
"Белое солнце пустыни" (1969) |
Фильм «Белое солнце пустыни» от забвения спасла случайность. После завершения работы картина сразу попала «на полку». Сам фильм был ни при чем, это у режиссера накопилось слишком много личных врагов, включая высокопоставленных чиновников. Уж очень независимо вел себя Мотыль в те годы. Актеры об этом не знали, и с нетерпением ждали премьеры, так как все понимали, что фильм удался по всем статьям – и по сценарию, и по исполнению. «Истерн» был новым жанром для советского кино, и после успеха «Неуловимых мстителей», который был больше сориентирован на юношескую аудиторию, этот фильм был что называется вне возрастной. Но руководство Госкино не включило фильм в график премьер текущего года. А это уже означало, что вряд ли его покажут и в следующих годах.
"Белое солнце пустыни" (1969) |
Но помог случай! Несмотря на отсутствие разрешения на прокат, картина стала очень популярной среди самих чиновников. Было сделано три копии, которые были нарасхват для закрытых показов в блатных санаториях для высокого начальства. И когда в субботу вечером в Госкино позвонил личный секретарь Брежнева с просьбой подкинуть генсеку на вечер что-нибудь новенькое и веселое, ему без всякой задней мысли послали самую востребованную в то время киноленту среди своих - «Белое солнце пустыни».
"Белое солнце пустыни" (1969) |
Брежневу фильм очень понравился, и он тут же позвонил руководителю «Госкино» и поблагодарил за отличную картину. А делал такое он не часто. И тому пришлось срочно выпускать фильм в прокат, в противном случае у него у самого могли начаться неприятности. Вот так, с задержкой на несколько месяцев фильм все-таки вышел на всесоюзный экран.
Так случилось, что премьера фильма почти совпала с днем рождения исполнителя роли бывшего царского таможенника Павла Верещагина – актера Павла Луспекаева. Точнее, день рождения у артиста был 20 апреля, а премьера в кинотеатре «Москва» (и в других крупных кинотеатрах страны) прошла 1 апреля 1970 года. Его друг актер Михаил Козаков вспоминал, что в день премьеры они втроем (Луспекаев, Козаков и его двенадцатилетняя дочь) пошли в кинотеатр. Павел предвкушал успех и был в приподнятом настроении. Так оно и случилось – успех был оглушительный, а самого Павла сразу после фильма зрители стали узнавать, собирались вокруг, просили автографы. Михаил Козаков у себя в дневнике позже написал об этом:
Павел с детским восторгом оглядывался на меня и повторял: «Видал, видал, узнают!» Теперь тебя уже никогда не забудут, - пообещал я ему. - Журналисты станут брать у тебя интервью, фотографы замучат вспышками. Привыкай! «Да, буду привыкать», - ответил улыбающийся Паша».
В течении первой недели после премьеры он получил сразу три предложения от других режиссёров, хотя к тому времени уже снимался в фильме «Вся королевская рать» в роли американского политика и губернатора Вилли Старка.
Смерть его была внезапной и неожиданной для коллег. Так получилось, что последним с ним общался всё тот же Козаков. Вот что он позже написал об этом:
…Луспекаев снимался в главной роли в фильме «Вся королевская рать» – с Татьяной Лавровой, Олегом Ефремовым. По сюжету я играл его помощника. Съёмки очередного эпизода были назначены на 18 апреля. 17-го – у Луспекаева был выходной. Утром я ему позвонил в гостиницу. Павел пожаловался на скуку – что он ждёт не дождётся завтрашнего дня, когда возобновятся съёмки. При этом я заметил, что он как-то странно говорил, путано. Спрашиваю: «Ты трезвый?» «Трезвый». И спрашивает меня: «Ты снимаешься сегодня? Счастливый, я не люблю сидеть в номере… Ну, давай, работай». Вот это «давай, работай» – последнее, что я услышал от него. Я приехал на студию, смотрю, мне навстречу бежит Володя Орлов – второй режиссёр, говорит: «Паша умер». Я сначала не понял: «Какой Паша?» «Паша, Паша Луспекаев» …
По медицинскому заключению Павел Борисович Луспекаев (при рождении Павел Богдасарович Луспекян) умер 17 апреля 1970 года в номере московской гостиницы «Минск» от разрыва сердечной аорты. Через три дня ему должно было исполниться 43 года.
Похоронен артист в Санкт-Петербурге на Северном кладбище. Над его могилой взяли шефство сотрудники Северо-Западной таможни. Ими же в разных местах установлены памятные скульптуры.
Источник: zen.
Комментариев нет:
Отправить комментарий