Daily News: Павел Луспекаев снимался в фильме «Белое солнце пустыни» без обеих ног и прожил лишь две недели после своего триумфа

вторник, 15 сентября 2020 г.

Павел Луспекаев снимался в фильме «Белое солнце пустыни» без обеих ног и прожил лишь две недели после своего триумфа

"Белое солнце пустыни" (1969)

До участия в фильме «Белое солнце пустыни» Павел Луспекаев был больше известен как театральный актер, хотя к тому времени уже было около двадцати кинокартин с его участием, но такой яркой и запоминающейся роли, как в этом фильме у него еще не было.


Татьяна Доронина и Павел Луспекаев в спектакле "Варвары" на сцене Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова в 1962 году
Тем удивительнее будет узнать, что еще не старый актер (на момент начала съемок ему исполнился 41 год), был уже инвалидом, и принимал участие съемках, в том числе в драке с басмачами на баркасе, с частично ампутированными ступнями обеих ног. К тому же у него была старая, но очень сложная травма руки (в свое время тоже грозила ампутация) и еще целый букет заболеваний. Всё это отголоски войны, на которой Павел еще подростком воевал в партизанском отряде. Но этот период жизни актера заслуживает отдельного рассказа.

"Белое солнце пустыни" (1969)
Фильм «Белое солнце пустыни» от забвения спасла случайность. После завершения работы картина сразу попала «на полку». Сам фильм был ни при чем, это у режиссера накопилось слишком много личных врагов, включая высокопоставленных чиновников. Уж очень независимо вел себя Мотыль в те годы. Актеры об этом не знали, и с нетерпением ждали премьеры, так как все понимали, что фильм удался по всем статьям – и по сценарию, и по исполнению. «Истерн» был новым жанром для советского кино, и после успеха «Неуловимых мстителей», который был больше сориентирован на юношескую аудиторию, этот фильм был что называется вне возрастной. Но руководство Госкино не включило фильм в график премьер текущего года. А это уже означало, что вряд ли его покажут и в следующих годах.

"Белое солнце пустыни" (1969)
Но помог случай! Несмотря на отсутствие разрешения на прокат, картина стала очень популярной среди самих чиновников. Было сделано три копии, которые были нарасхват для закрытых показов в блатных санаториях для высокого начальства. И когда в субботу вечером в Госкино позвонил личный секретарь Брежнева с просьбой подкинуть генсеку на вечер что-нибудь новенькое и веселое, ему без всякой задней мысли послали самую востребованную в то время киноленту среди своих - «Белое солнце пустыни».

"Белое солнце пустыни" (1969)
Брежневу фильм очень понравился, и он тут же позвонил руководителю «Госкино» и поблагодарил за отличную картину. А делал такое он не часто. И тому пришлось срочно выпускать фильм в прокат, в противном случае у него у самого могли начаться неприятности. Вот так, с задержкой на несколько месяцев фильм все-таки вышел на всесоюзный экран.

Так случилось, что премьера фильма почти совпала с днем рождения исполнителя роли бывшего царского таможенника Павла Верещагина – актера Павла Луспекаева. Точнее, день рождения у артиста был 20 апреля, а премьера в кинотеатре «Москва» (и в других крупных кинотеатрах страны) прошла 1 апреля 1970 года. Его друг актер Михаил Козаков вспоминал, что в день премьеры они втроем (Луспекаев, Козаков и его двенадцатилетняя дочь) пошли в кинотеатр. Павел предвкушал успех и был в приподнятом настроении. Так оно и случилось – успех был оглушительный, а самого Павла сразу после фильма зрители стали узнавать, собирались вокруг, просили автографы. Михаил Козаков у себя в дневнике позже написал об этом:

Павел с детским восторгом оглядывался на меня и повторял: «Видал, видал, узнают!» Теперь тебя уже никогда не забудут, - пообещал я ему. - Журналисты станут брать у тебя интервью, фотографы замучат вспышками. Привыкай! «Да, буду привыкать», - ответил улыбающийся Паша».
В течении первой недели после премьеры он получил сразу три предложения от других режиссёров, хотя к тому времени уже снимался в фильме «Вся королевская рать» в роли американского политика и губернатора Вилли Старка.

Смерть его была внезапной и неожиданной для коллег. Так получилось, что последним с ним общался всё тот же Козаков. Вот что он позже написал об этом:

…Луспекаев снимался в главной роли в фильме «Вся королевская рать» – с Татьяной Лавровой, Олегом Ефремовым. По сюжету я играл его помощника. Съёмки очередного эпизода были назначены на 18 апреля. 17-го – у Луспекаева был выходной. Утром я ему позвонил в гостиницу. Павел пожаловался на скуку – что он ждёт не дождётся завтрашнего дня, когда возобновятся съёмки. При этом я заметил, что он как-то странно говорил, путано. Спрашиваю: «Ты трезвый?» «Трезвый». И спрашивает меня: «Ты снимаешься сегодня? Счастливый, я не люблю сидеть в номере… Ну, давай, работай». Вот это «давай, работай» – последнее, что я услышал от него. Я приехал на студию, смотрю, мне навстречу бежит Володя Орлов – второй режиссёр, говорит: «Паша умер». Я сначала не понял: «Какой Паша?» «Паша, Паша Луспекаев» …
По медицинскому заключению Павел Борисович Луспекаев (при рождении Павел Богдасарович Луспекян) умер 17 апреля 1970 года в номере московской гостиницы «Минск» от разрыва сердечной аорты. Через три дня ему должно было исполниться 43 года.


Похоронен артист в Санкт-Петербурге на Северном кладбище. Над его могилой взяли шефство сотрудники Северо-Западной таможни. Ими же в разных местах установлены памятные скульптуры.





Источник: zen.

Комментариев нет: