Данный теракт очень тщательно спланировали, с учетом событий, произошедших два года назад в Театральном центре на Дубровке. Это обстоятельство, а также наличие большого количества оружия и боеприпасов, непримиримость хорошо подготовленных боевиков привели к гибели свыше 300 человек. Большая часть погибших – заложники, удерживаемые бандой Полковника в школе Беслана.
День познания ужаса
Боевики не случайно выбрали для нападения на школу северо-осетинского Беслана 1 сентября – они знали, что День знаний соберет у образовательного учреждения большое количество не только детей, но и взрослых. Собственно, и план школы им был заранее хорошо известен.
Террористов, возглавляемых Русланом Хучбаровым по кличке Полковник, было 34, в том числе, две смертницы. На вооружении у них имелись более двух десятков автоматов Калашникова, пулеметы, противотанковые гранатометы, ручные гранаты. К школе бандиты подъехали на грузовике ГАЗ-66 и отнятой у местного участкового «семерке». В общей сложности в здание они загнали свыше тысячи человек, среди заложников были дети детсадовского возраста, груднички. Нескольким десяткам школьников, главным образом, старшеклассникам, удалось во время суматохи сбежать.
Основная масса заложников была согнана в спортзал. Террористы сразу же начали минировать здание и заваливать проходы в местах возможного проникновения спецназа при штурме. К минированию, как потом выяснилось, бандиты также готовились загодя. Чтобы, как на Дубровке, в здание школы не запустили газ, боевики заставили заложников выбить все стекла в окнах помещений образовательного учреждения. Заложники расстреливались за малейшее неповиновение.
Не давали ни пить, ни есть
О теракте незамедлительно был оповещен Президент России В. В. Путин, он сразу, отменив все запланированные дела, вылетел из Сочи в Москву, где собрал экстренное совещание с участием силовиков. В районе бесланской школы работал оперативный штаб, из близлежащих жилых домов эвакуировали жильцов, перекрыли железнодорожное сообщение на Владикавказ. В Беслан вылетели бойцы спецназа ФСБ.
Боевики требовали переговоров с президентами Ингушетии, Северной Осетии и бывшим секретарем Совета безопасности РФ В. Б. Рушайло. Спустя пять часов после объявления этого требования в школе подорвалась одна из смертниц, были убиты свыше 20 человек, часть из которых после взрыва застрелили сами боевики.
К концу первого дня заложники вынуждены были есть лепестки цветов, с которыми они пришли в школу, воды практически не было, а предлагаемые извне пищу и воду боевики не принимали. Теракты был осужден в ходе экстренного заседания Совбеза ООН, но боевики отказались выполнять требование Организации Объединенных Наций об освобождении заложников. Им предлагали деньги и коридор для беспрепятственного отхода из школы за пределы Северной Осетии, но и этот вариант бандиты отвергли.
Пытались привлечь для разрешения тупиковой ситуации беглого Ахмеда Закаева, президент Северной Осетии просил его связаться с Масхадовым, чтобы лидер самопровозглашенной Ичкерии принял участие в переговорах. Масхадов на связь так и не вышел. На второй день к террористам пошел бывший президент Ингушетии Руслан Аушев, он был единственным переговорщиком, с кем террористы встретились лично. Аушеву удалось вывести из школы группу женщин с грудными детьми (более 20 человек). Вместе с переговорщиком бандиты передали основное свое требование: вывести федеральные войска из Чечни и признать ее независимость.
Последний день и штурм
Положение заложников тем временем ухудшалось – они изнемогали от жары, отсутствия воды и пищи, многие падали в обморок. Террористы перестали пускать их в туалет. На третий день спасателям МСЧ разрешили вывезти тела выброшенных из окон заложников. В это время в спортзале школы прогремели взрывы, в результате чего обрушилась крыша. Боевики открыли огонь по эмчеэсовцам. Часть заложников выбежала из школы, террористы начали по ним стрелять и убили порядка 30 человек. Заложников переместили из спортзала в актовый зал и столовую. Тех, кто не мог идти, террористы убивали.
Вскоре было принято решение о штурме школы. По боевикам заработали снайперы, к школе выдвинулись подразделения ФСБ, местной милиции, военнослужащие 58-й армии, прибывшие из Владикавказа, жители Беслана, в том числе, и вооруженные. По оценкам специалистов, последние при штурме больше мешали, чем помогали. Пожарные ликвидировали возгорание в спортзале. Боевики хорошо подготовились к сопротивлению при штурме, забаррикадировав все возможные подходы. К тому же, они прикрывались заложниками, как живым щитом. Спецназ ФСБ штурмовал школу с трех сторон – с южного флигеля, тренажерного зала и библиотеки. Был отдан приказ стрелять только одиночными, чтобы не задеть заложников.
Операция по ликвидации яростно сопротивляющейся бандгруппы Полковника и освобождению заложников продлилась почти 10 часов – с 13.50 до полуночи. Пленников бандитов наши бойцы вывели в безопасное место к 18 часам, остальное время продолжалась зачистка здания. Из всех находившихся в школе боевиков выжил только один, Нурпаша Кулаев, он сейчас отбывает пожизненное заключение
Печальные итоги
Теракт в Беслане унес жизни 333 человек, из них 186 детей. Почти два десятка детей этого города остались круглыми сиротами, в более чем 60 бесланских семьях похоронили от двух до шести человек. Спецназовцы в этой схватке понесли самые большие потери за всю историю существования Центра специального назначения ФСБ – при штурме погибли 10 сотрудников спецподразделений.
Николай Сыромятников
Источник: russian7
Комментариев нет:
Отправить комментарий