На курортах Краснодарского края летом бесперебойно светило солнце и под его лучами хотя бы раз в жизни отдохнул каждый житель Советского Союза. Наши люди были винтиками огромной системы, которые тяжело и нудно трудились, но государство периодически давало советскому труженику оттянуться на всю катушку и вручало дешевую путевку в рай.
На юг в то время стремились все: пионеры и пенсионеры, работяги и богема. На Черноморском побережье всегда царила атмосфера праздника и пахло большими деньгами. На гражданах приехавших к морю зарабатывали миллионы.
В Геленджике во главе треста ресторанов и столовых стояла Бэлла Бородкина, по кличке "Железная Бэлла". И каждый сотрудник геленджикского общепита, начиная от официанта и заканчивая директором ресторана знал сумму, которую он должен был в конце смены скинуть в общую кассу, каторая затем шла в карман Бородкиной.
Львиную долю денег Бэлла отдавала за крышу и тратила на организацию отдыха приезжих чиновников из Москвы и членов их семей. Поэтому ничего не боялась, ходила вся усыпанная украшениями с бриллиантами, за что и получила прозвище "Шахиня".
Но Геленджик город небольшой. Другое дело Сочи, в котором правила бал Валентина Мерзлая. У нее в отличии от "Железной Бэллы" был ресурс, который делал ее гораздо сильнее геленджикской королевы общепита - высокопоставленный муж. Александр Мерзлый, как о нем говорили, начал карьеру барабанщиком, потом пионер вожатым, затем стал комсомольцем и в итоге возглавил идеологию Сочинского горкома партии.
Валентина продвигалась параллельно - была поварихой, потом стала заведующей производством, затем стала директором ресторана и дослужилась до управляющей общественным питанием в Сочи.
На Черноморских курортах было несколько очень хороших ресторанов, но попасть туда было просто невозможно - швейцары браои с носа не меньше 5 рублей. Но главным источником наживы сотрудников общепита были всевозможные махинации со спиртными напитками.
Фото с советского пляжа |
Самым престижным спиртным напитком в то время был армянский коньяк. Считалось огромным шиком водрузить в центре стола целую бутылку. Маленькими порциями, смокуя, коньяк не пили. И любители крепких напитков совершенно обоснованно подозревали сотрудников ресторанов в том, что те крадут у них градус.
Понижение градуса напитка на два градуса уже приносило огромные деньги. А если разбавляли коньяк со старкой, то ни одна экспертиза не могла установить факты разбавления. Немалые деньги приносила и так называемая "сливочная" водка - это когда водку из недопитых бутылок и рюмок сливали в одну емкость, а затем подавали гостям либо продавали на сторону. Ну и наконец, едва ли не главным способом обмана был примитивный недолив, приносивший колоссальные деньги.
А наплясавшись и напившись, посетители не замечали, что порция слишком маленькая, что разложили рыбную нарезку уж слишком жидко. А когда приносили счет, то почти все становились жертвами грубого обсчета. Тех же, уто тщательно все проверял, не позволяя себя обмануть, сотрудники общепита презрительно называли "жлобами".
Если проход в ресторан стоил пятерку, то прорыв к обеду в столовой - 50 коп. или рубль, в зависимости от уровня заведения. Ведь было обидно тратить время на стояние в очереди. Проще было сунуть работнику общепита мелкую взятку, быстро поесть и снова бежать на море.
В советском ресторане |
Правда есть блюда из в таких столовых зачастую было невозможно. Мерзкую жижу, именуемую супом оставляли практически нетронутой или со злости сливали на сторону. Котлеты же делались из хлеба и крупы с минимальным добавлением мяса. И отдыхающие чуть ли не матом крыли сотрудников общепита от негодования и писали гневные отзывы в книги жалоб. Но эффекта это не давало никакого. Все мясо из столовых шло в шашлычные. Шашлык приносивший гораздо больше денег - один шампур стоил 3 рубля.
И каждое заведение, от столовой до ресторана, несли часть заработанных денег Валентине Мерзлой. Она, как и "Железная Бэлла", тянула взятки со всего общепита в Сочи, ездила на черной "Волге", одевалась в изысканные импортные наряды и любила дорогие украшения
.Часть заработанных денег Валентина вкладывала в карьерный рост мужа. Это была идеальная спайка. Она помогала продвигаться мужу по службе, а тот, в случае каких-либо неприятностей, прикрывал ее делишки.
Супруги подмазывали тех, кто гораздо выше, убирали с дороги тех, кто им мешал и строили грандиозные планы. Они были до последнего момента убеждены, что высокопоставленные люди, которых они купили с потрохами, их защитят.
Фото с советского пляжа |
Но начало 80-х - это время больной и старой власти. Брежнев слаб, а верхушка Политбюро все свои силы тратит на то, чтобы удержаться в высоком кресле и с ненавистью смотрят на чиновников помоложе, которые метят на их место. В определенный период было некое соревнование между первым секретарем Краснодарского края Медуновым и первым секретарем Ставропольского края Горбачевым.
Андропову и Горбачеву Медунов не нравился. Они считали его выскочкой, который метит в Политбюро, а затем и в кресло генсека. И Андропов решает убрать конкурента, развернув в его регионе масштабную спецоперацию по борьбе с коррупцией. В краснодарский край направляется целый десант следователей из Москвы.
В результате Бородкину приговорили к высшей мере. В СССР женщин к стенке почти не ставили, но для нее сделали исключение. Поговаривали, что она накрывала столы самому Брежневу и могла сдать того, кого не стоило, поэтому ее и убрали.
Сергей Медунов |
Супругам Александру и Валентине Мерзлым дали по 15 лет. Медунов пытался спасти чету Мерзлых и звонил даже самому Щелокову - министру внутренних дел и другу Брежнева, но все безрезультатно. Когда из особняка Мерзлых вывозили имущество, то грузовика не хватило, чтобы все уместить. Среди прочего там были подлинники картин Айвазовского, Репина и даже ожерелье императрицы Марии Федоровны, которое неизвестным образом к ним попало.
Александр провел за решеткой лишь половину срока - его освободили по амнистии. А вот преступления его жены государство посчитало серьезнее и Валентина оттрубила от звонка до звонка.
В 1991 году на свидание к ней пришел супруг и попросил рассказать, куда она успела спрятать перед арестом большой мешок с бриллиантами. Он сказал, что деньги ему нужны якобы для того, чтобы вытащить ее из тюрьмы. И она назвала ему место, где она их прячет.
Александр Мерзлый |
Но на свободу она раньше не вышла, отсидев все 15 лет. На зоне Валентина потеряла красоту и здоровье, но верила, что все-таки муж ее ждет. Но он не пустил ее даже на порог. А когда через несколько дней соизволил объясниться, то выяснилось, что Александр Тимофеевич давно заочно с ней развелся и живет теперь с другой. А бриллианты, на которые Валентина так надеялась, у него, якобы, украли в поезде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий